Сучасні підходи до формування тестової компетентності майбутнього вчителя іноземних мов і культур

Автор(и)

  • Н. В. Майєр Київський національний лінгвістичний університет, Україна

DOI:

https://doi.org/10.32589/1817-8510.2019.1.157610

Ключові слова:

вчитель іноземних мов і культур, компетентнісний підхід, особистісно-діяльнісний підхід, проектний підхід, рефлексивний підхід, тестова компетентність.

Анотація

Важливою передумовою ефективного формування тестової компетентності майбутнього вчителя іноземних мов і культур є коректний вибір підходів з урахуванням кінцевої мети й умов навчання, володіння студентами базовими методичними знаннями та вміннями. У статті обґрунтовано доцільність використання низки підходів до формування тестової компетентності майбутнього вчителя іноземних мов і культур та сформульовано принципи, які сприяють їх ефективній реалізації в освітньому процесі на першому (бакалаврському) рівні в закладах вищої освіти. Компетентнісний підхід полягає в розвитку в студентів здатності застосовувати набуті методичні знання в практичній професійно-методичній діяльності з проектування, організації та реалізації тестового контролю для перевірки рівня сформованості в учнів іншомовної комунікативної компетентності й реалізується на основі принципу моделювання професійно-методичної діяльності вчителя іноземних мов, принципу реалізації змісту навчання шляхом використання адекватних форм, методів і засобів формування тестової компетентності. Особистісно-діяльнісний підхід реалізується в єдності обох його складників на основі принципу пріоритету індивідуальності студента як суб’єкта навчання та учіння, принципу добору змісту навчання та учіння з урахуванням особливостей планування та організації вчителем тестового контролю, принципу різноцільового використання інформаційно-комунікаційних технологій. Проектний підхід передбачає залучення студентів до проектної діяльності, а специфічним методичним принципом його реалізації визначено принцип використання індивідуальних проектних завдань на етапі рубіжного контролю рівня сформованості тестової компетентності. Рефлексивний підхід забезпечує формування і розвиток методичної рефлексії, а засадничими принципами його реалізації визначено принцип використання різних методів навчання для розвитку методичної рефлексії, принцип забезпечення студентів засобами самоконтролю за процесом і результатом учіння. Обрані підходи становлять методологічне підґрунтя для визначення структури і змісту спеціальної дисципліни професійно-методичної підготовки майбутнього вчителя іноземних мов і культур «Сучасні підходи до тестування в навчанні іноземних мов і культур».  

Біографія автора

Н. В. Майєр, Київський національний лінгвістичний університет

доктор педагогічних наук, професор, професор кафедри методики викладання іноземних мов й інформаційно-комунікаційних технологій

Посилання

Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Артюшина Л. А. Дидактические средства включения рефлексивных умений школьников в содержании образования : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Л. А. Артюшина. – Нижний Новгород, 2008. – 24 с.

Безукладников К. Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка : концепция и методика : автореф. дис. на соискание учен. степени доктора пед. наук : спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки, уровень высшего профессионального образования)» / К. Э. Безукладников. – Нижний Новгород, 2009. – 42 с.

Бурдякова Л. С. Рефлексивный поход как педагогическая проблема / Л. С. Бурдякова // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – № 4. – С. 49-54.

Вербицкий А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении [Електронний ресурс] / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. – Режим доступу: http://www.library.by/portalus/modules/psychology.

Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. – М. : Народное образование, 2000. – 240 с.

Гуреев А. П. Рефлексия профессиональной деятельности педагога как психолого-педагогическая проблема : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 / Андрей Петрович Гуреев. – Челябинск, 2001. – 154 с.

Євтух М. Б. Пріоритети професійної підготовки вчителя в системі університетської освіти / М. Б. Євтух, М. І. Соловей, Є. С. Спіцин, З. М. Шалік // Е-журнал «Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвитку» [Електронний ресурс]. – 2009. – Вип. 4. – Режим доступу: http://www.intellectinvest.org.ua/ukr/pedagog_editions_emagazine_pedagogical_ science_arhiv_pn_n4_2009.

Золотухина Е. Н. Формирование готовности к педагогической деятельности в вузе у аспирантов в системе дополнительного образования : автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Е. Н. Золотухина. – Шуя, 2011. – 22 с.

Исаев Е. И. Основы проектирования психологического образования педагога : дис. … доктора психол. наук : 19.00.07 / Исаев Евгений Иванович. – М., 1998. – 306 с.

Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – СПб. : Из-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ”», Cambridge University Press, 2001. – 224 с.

Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку / А. В. Конышева. – СПб. : КАРО, Мн. : Изд-во «Четыре четверти», 2005. – 208 с.

Коржуев А. В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза / А. В. Коржуев, Н. Ю. Кудзиева, В. А. Попков // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 44-49.

Краевский В. В. Методология педагогики : новый этап: [учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений] / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 400 с.

Люботинский А. А. Формирование методической компетентности у будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык; уровень высшего профессионального образования)» / А. А. Люботинский. – СПб., 2014. – 27 с.

Малёв А. В. Непрерывная лингвометодическая подготовка преподавателя иностранного язика : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Малёв Алексей Витальевич. – Нижний Новгород, 2015. – 379 с.

Макеева С. Н. Формирование методической компетенции у будущего бакалавра педагогического образования в процессе профессионально направленного обучения иностранному языку : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.02«Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык, уровень высшего образования)» / С. Н. Макеева. – Нижний Новгород, 2013. – 26 с.

Осипова Т. П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов / Т. П. Осипова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 1. – Том ІІ (Психолого-педагогические науки). – С. 163-166.

Паращенко Л. І. Технологія формування ключових компетентностей у старшокласників : практичні підходи / Л. І. Паращенко // Компетентнісний підхід у сучасній освіті : світовий досвід та українські перспективи : бібліотека з освітньої політики / Під заг. ред. О. В. Овчарук. – К. : «K.I.C», 2004. – С. 71-84.

Петренко А.А. Компетентностный подход в образовательном процессе / А. А. Петренко // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1. – С. 62-65.

Скурихина О. В. Организационно-педагогические условия овладения студентами способами проектной деятельности : автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук : спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / О. В. Скурихина. – Киров, 2008. – 32 с.

Сластенин В. А. Педагогика : [учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 576 с.

Соловова Е. Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка : автореф. дис. на соискание учен. степени доктора пед. наук : спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)» / Е. Н. Соловова. – М., 2004. – 48 с.

Сухих О. В. Средства и методы профессиональной лингводидактической подготовки преподавателя иностранных языков и культур : автореф. дис. на соискание учен. степени доктора пед. наук : спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)», 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / О. В. Сухих. – Пятигорск, 2005. – 36 с.

Сысоев П. В. Обучение по индивидуальной траектории / П. В. Сысоев // Язык и культура. – 2013. – № 4 (24). – С. 121-131.

Ушева Т. Ф. Реализация рефлексивного подхода в педагогическом образовании / Т. Ф. Ушева // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 49-54.

Формирование методической компетенции учителя иностранного языка в университете : монография / Н. В. Языкова, С. Н. Макеева. – М. : ТЕЗАУРУС, 2015. – 288 с.

Фрицко Ж. С. Проектная деятельность студентов педагогического колледжа при обучении иностранному языку как средство формирования методических умений : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Фрицко Жанна Сергеевна. – Екатеринбург, 2006. – 208 с.

Хабибуллина А. А. Принципы компетентностного подхода при подготовке специалистов среднего звена / А. А. Хабибуллина // Вестник Башкирского университета. – 2007. – Том 3. – С. 182-184.

Хуторской А. В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822#1.htm.

Юрловская И. А. Проектные технологии как средство развития индивидуальности учащихся / И. А. Юрловская // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). – 2013. – № 3. – С. 94-98.

##submission.downloads##

Опубліковано

2019-02-25

Номер

Розділ

Наукові статті